Меню раздела

  • В помощь обучающимся
    • Школа безопасности
    • Выпускнику
    • Централизованное тестирование
    • Правила внутреннего распорядка учащихся
      • БРСМ
        • МЧС информирует
        • Педагог-психолог советует
          • Административная ответственность за участие в несанкционированном массовом мероприятии

              Контакты

              220056, г. Минск, ул. Пономарёва, д.11
              Директор школы: +375 (17) 343-28-00
              Карпович Ирина Петровна
              Факс: +375 (17) 343-28-00

              Фотогалерея

            • Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи


              ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 

              Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
                                                                                               Д.И.Писарев
              Учись слушать!
              •    Приведи в порядок рабочее место — пусть ничто не отвлекает внимания.
                  Сосредоточься, настройся на восприятие мате риала. Прими удобную, но не расслабленную позу. Помни: когда расслаблено тело, ослабевает и внимание.
                   Вникни в суть формулировки темы лекции.
                   Осознай поставленную цель.
                   Изучи план лекции.
                   Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рас сказе — таким образом учитель подчёркивает и выделяет главные, существенные мысли.
                   Старайся представить услышанное.
                   Сопоставляй новую информацию с уже имеющимися знаниями.
                   Выдели в лекции основные мысли, положения, сгруппируй их вокруг темы лекции.
              Учись вести записи с голоса!
                 Не начинай записывать материал с самых первых слов учителя — дослушай высказываемую им мысль до конца и пойми её.
                 Приступай к записи текста в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает её комментировать.
                 Не старайся записывать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись труднее вести): отбрасывай второстепенные слова — те, которые не влияют на смысл рас сказа.
                 Сокращай слова. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
                 Старайся писать быстрее (не менее 120 букв в минуту).
                 Если в лекции встречаются непонятные места, оставь для их прояснения место в тетради, а после урока уточни у учителя и запиши.
                 Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т. д.)
                 В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т. д.
               
              Правила записи текста
               
              1.     Запись должна быть компактной, а почерк — убористым, чтобы на странице уместилось как можно больше текста (это улучшает его обзор).
              2.     В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
                 подчёркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения тем). В первой
              записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно сделать другим цветом (но не следует превращать текст в пестрые картинки);
                 отступ — для обозначения абзацев и пунктов плана;
                 пробельная строка — для отделения одной за конченной мысли от другой;
                 нумерация пунктов;
                 выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).
              Со временем у тебя выработается своя система выделений.
              3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
               
              Правила записи текста
               
              1.     Запись должна быть компактной, а почерк — убористым, чтобы на странице уместилось как можно больше текста (это улучшает его обзор).
              2.     В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
                 подчёркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения тем). В первой
              записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно сделать другим цветом (но не следует превращать текст в пестрые картинки);
                 отступ — для обозначения абзацев и пунктов плана;
                 пробельная строка — для отделения одной за конченной мысли от другой;
                 нумерация пунктов;
                 выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).
              Со временем у тебя выработается своя система выделений.
              3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
               
              Правила составления конспекта
               
              Конспект — это краткое изложение или краткая запись содержания.
              Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический, опорный.
              Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
              Этапы конспектирования:
              1)    Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
              2)     Выясни в словаре значение новых слов, вы пиши их в тетрадь.
              3)     Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстрацией. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.
              4)     Прочитай конспект еще раз, доработай его.

               
              План-конспект
               
              План-конспект — это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
              Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать свои мысли, позволяет усвоить материал уже в процессе изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как содержание материала плохо восстанавливается в памяти.
              Этапы работы:
              1)          Составь план прочитанного текста или вос пользуйся готовым.
              2)    Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
              3)    Самостоятельно сформулируй и запиши вывод.
              Текстуальный (цитатный) конспект
              Текстуальный (цитатный) конспект — это конспект, созданный из отрывков подлинника — цитат.
              Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако не способствует активной мыслительной работе и служит лишь для иллюстрации изучаемой темы.
              Этапы работы:
              1)    Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
              2)    Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Формы записи могут быть различными.
              Свободный конспект
              Свободный конспект — это сочетание выписок, цитат, тезисов.
              Характеристика конспекта: требует серьёзных усилий по составлению; способствует хорошему усвоению материала, требует умения активно использовать все типы записей: планы, тезисы, вы писки.
              Этапы работы:
              1)          Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
              2)    Сделай основные выписки мыслей, цитат, составь тезисы.
              3)    Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.
               
              Тематический конспект
              Тематический конспект — это конспектирование ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.
              Характеристика конспекта: может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
              Этапы работы:
              1)     Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по теме или в хронологическом порядке.
              2)     Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
              3)     Пользуясь таким планом, кратко изложи осознанный материал.
               
              Правила составления тезисов
              Тезис — положение, кратко излагающее какую-либо идею, мысль.
              Этапы работы:
              1.     Ознакомься с содержанием материала. Обрати внимание на шрифтовые выделения, это поможет в дальнейшей работе над текстом.
              2.     Разбей текст на смысловые блоки с помощью плана или подчёркиванием.
              3.     Определи главную мысль каждой части и под черкни её.
              4.     Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
              5.     Пронумеруй тезисы — это позволит сохранить логику авторских суждений.
              6.     Отделяй пробельной строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.
               
              Правила подготовки рефератов
               
              Реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи и т. д.
               
              Этапы работы:
              1.     Подбери литературу по изучаемой теме, ознакомься с её содержанием.
              2.     Пользуясь закладками, отметь наиболее значительные места или сделай выписки.
              3.     Составь план реферата.
              4.     Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и написанный план, на пиши реферат, в заключение обязательно вырази своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
              5.     Прочитай текст и отредактируй его.
              6.     Составь тезисы реферата, которые помогут в его защите.
              Реферат должен иметь следующую структуру:
                 Титульный лист (содержит название учреждения, фамилию, имя, отчество автора и руководите ля работы, название работы, место расположения учреждения образования, год).
                 Содержание (включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами).
               
                  Введение (кратко определяет актуальность проблемы, задачи реферата).
                  Основное содержание (раскрывает основные положения обсуждаемой проблемы, может содержать иллюстративный материал, практические аспекты — исследования).
               
                Актуальная часть, которая делится на главы.
                Заключение.
               
                 Список литературы в алфавитном порядке с указанием года и места.
                 При необходимости — приложения.

              При написании реферата необходимо указывать ссылки на источники, материалы (в скобках указывается номер по списку литературы, страница источника).