Меню раздела

  • В помощь обучающимся
    • Школа безопасности
    • Расписание и режим работы школы
      • Выпускнику
      • Централизованное тестирование
      • Правила внутреннего распорядка учащихся
        • БРСМ
          • Педагог-психолог советует
            • Уголок правовых знаний

                Контакты

                220056, г. Минск, ул. Пономарёва, д.11
                Директор школы: +375 (17) 343-28-00
                Карпович Ирина Петровна
                Факс: +375 (17) 343-28-00
                E-mail: sch84@minsk.edu.by

                Фотогалерея

              • Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи


                ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 

                Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
                                                                                                 Д.И.Писарев
                Учись слушать!
                •    Приведи в порядок рабочее место — пусть ничто не отвлекает внимания.
                    Сосредоточься, настройся на восприятие мате риала. Прими удобную, но не расслабленную позу. Помни: когда расслаблено тело, ослабевает и внимание.
                     Вникни в суть формулировки темы лекции.
                     Осознай поставленную цель.
                     Изучи план лекции.
                     Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рас сказе — таким образом учитель подчёркивает и выделяет главные, существенные мысли.
                     Старайся представить услышанное.
                     Сопоставляй новую информацию с уже имеющимися знаниями.
                     Выдели в лекции основные мысли, положения, сгруппируй их вокруг темы лекции.
                Учись вести записи с голоса!
                   Не начинай записывать материал с самых первых слов учителя — дослушай высказываемую им мысль до конца и пойми её.
                   Приступай к записи текста в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает её комментировать.
                   Не старайся записывать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись труднее вести): отбрасывай второстепенные слова — те, которые не влияют на смысл рас сказа.
                   Сокращай слова. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
                   Старайся писать быстрее (не менее 120 букв в минуту).
                   Если в лекции встречаются непонятные места, оставь для их прояснения место в тетради, а после урока уточни у учителя и запиши.
                   Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т. д.)
                   В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т. д.
                 
                Правила записи текста
                 
                1.     Запись должна быть компактной, а почерк — убористым, чтобы на странице уместилось как можно больше текста (это улучшает его обзор).
                2.     В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
                   подчёркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения тем). В первой
                записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно сделать другим цветом (но не следует превращать текст в пестрые картинки);
                   отступ — для обозначения абзацев и пунктов плана;
                   пробельная строка — для отделения одной за конченной мысли от другой;
                   нумерация пунктов;
                   выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).
                Со временем у тебя выработается своя система выделений.
                3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
                 
                Правила записи текста
                 
                1.     Запись должна быть компактной, а почерк — убористым, чтобы на странице уместилось как можно больше текста (это улучшает его обзор).
                2.     В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
                   подчёркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения тем). В первой
                записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно сделать другим цветом (но не следует превращать текст в пестрые картинки);
                   отступ — для обозначения абзацев и пунктов плана;
                   пробельная строка — для отделения одной за конченной мысли от другой;
                   нумерация пунктов;
                   выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).
                Со временем у тебя выработается своя система выделений.
                3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
                 
                Правила составления конспекта
                 
                Конспект — это краткое изложение или краткая запись содержания.
                Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический, опорный.
                Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
                Этапы конспектирования:
                1)    Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
                2)     Выясни в словаре значение новых слов, вы пиши их в тетрадь.
                3)     Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстрацией. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.
                4)     Прочитай конспект еще раз, доработай его.

                 
                План-конспект
                 
                План-конспект — это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
                Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать свои мысли, позволяет усвоить материал уже в процессе изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как содержание материала плохо восстанавливается в памяти.
                Этапы работы:
                1)          Составь план прочитанного текста или вос пользуйся готовым.
                2)    Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
                3)    Самостоятельно сформулируй и запиши вывод.
                Текстуальный (цитатный) конспект
                Текстуальный (цитатный) конспект — это конспект, созданный из отрывков подлинника — цитат.
                Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако не способствует активной мыслительной работе и служит лишь для иллюстрации изучаемой темы.
                Этапы работы:
                1)    Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
                2)    Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Формы записи могут быть различными.
                Свободный конспект
                Свободный конспект — это сочетание выписок, цитат, тезисов.
                Характеристика конспекта: требует серьёзных усилий по составлению; способствует хорошему усвоению материала, требует умения активно использовать все типы записей: планы, тезисы, вы писки.
                Этапы работы:
                1)          Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
                2)    Сделай основные выписки мыслей, цитат, составь тезисы.
                3)    Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.
                 
                Тематический конспект
                Тематический конспект — это конспектирование ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.
                Характеристика конспекта: может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
                Этапы работы:
                1)     Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по теме или в хронологическом порядке.
                2)     Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
                3)     Пользуясь таким планом, кратко изложи осознанный материал.
                 
                Правила составления тезисов
                Тезис — положение, кратко излагающее какую-либо идею, мысль.
                Этапы работы:
                1.     Ознакомься с содержанием материала. Обрати внимание на шрифтовые выделения, это поможет в дальнейшей работе над текстом.
                2.     Разбей текст на смысловые блоки с помощью плана или подчёркиванием.
                3.     Определи главную мысль каждой части и под черкни её.
                4.     Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
                5.     Пронумеруй тезисы — это позволит сохранить логику авторских суждений.
                6.     Отделяй пробельной строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.
                 
                Правила подготовки рефератов
                 
                Реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи и т. д.
                 
                Этапы работы:
                1.     Подбери литературу по изучаемой теме, ознакомься с её содержанием.
                2.     Пользуясь закладками, отметь наиболее значительные места или сделай выписки.
                3.     Составь план реферата.
                4.     Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и написанный план, на пиши реферат, в заключение обязательно вырази своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
                5.     Прочитай текст и отредактируй его.
                6.     Составь тезисы реферата, которые помогут в его защите.
                Реферат должен иметь следующую структуру:
                   Титульный лист (содержит название учреждения, фамилию, имя, отчество автора и руководите ля работы, название работы, место расположения учреждения образования, год).
                   Содержание (включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами).
                 
                    Введение (кратко определяет актуальность проблемы, задачи реферата).
                    Основное содержание (раскрывает основные положения обсуждаемой проблемы, может содержать иллюстративный материал, практические аспекты — исследования).
                 
                  Актуальная часть, которая делится на главы.
                  Заключение.
                 
                   Список литературы в алфавитном порядке с указанием года и места.
                   При необходимости — приложения.

                При написании реферата необходимо указывать ссылки на источники, материалы (в скобках указывается номер по списку литературы, страница источника).