Контакты

220056, г. Минск, ул. Пономарёва, д.11
Директор школы: +375 (17) 343-28-00
Карпович Ирина Петровна
Факс: +375 (17) 343-28-00
E-mail: sch84@minsk.edu.by

Фотогалерея

Система работы коллектива средней школы № 84 по формированию навыков ЗОЖ

 

Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ  стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно,  основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Исходя из цели, мы разработали систему, включающую следующие направления  по формированию ЗОЖ:

- Организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН.

- Работа СППС по социальной адаптации учащихся и сохранению их психологического здоровья.

- Внеклассная работа по ЗОЖ классных руководителей и педагога-организатора.

- Медицинское обслуживание учащихся медработниками 11- детской поликлиники.

- Организация питания.

- Сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.

Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников УВП. Конкретная постановка администрацией школы задач, совместная работа педколлектива, учащихся, их родителей, работников столовой, медиков, техперсонала позволили нам добиться определенных результатов.

Нашей школе 76 год. Старое здание построено в 1937 году, а новое в 1989, поэтому необходимо укрепление материально – технической базы. При финансировании администрации района, Мингорисполкома, а также спонсорской помощи ЗАО «Автопривал», шефской помощи ЗАО «Белтехэкспорт», работе попечительского совета школы, личного труда педколлектива, техперсонала и  учащихся школы на данный момент мы имеем следующую материально-техническую базу:

·        Учебные кабинеты  с энергосберегающими светильниками; стендами, содержащими информацию по здоровому образу жизни, с эстетически оформленным озеленением, а в кабинетах начальных классов имеется еще и спортинвентарь для проведения подвижных перемен. 

·        Спортивный зал, инвентарные комнаты, душевые .

·        Лыжная база.

·        Стадион, на котором порядок поддерживается учителями физической культуры и  учащимися школы.

·        Теннисный корт, который пользуется спросом не только у наших учеников, но и у жителей нашего военного городка.

·        Спортивный городок, на котором проводятся уроки физической культуры, спортивные игры для воспитанников групп продленного дня, а также дни здоровья по параллелям.

·        Школьная столовая на два зала:  обеденный зал, в котором находится буфет, и кафе «Городок». Свое название оно получило после проведения школьного конкурса. Название символично. Территориально наш микрорайон относится к городу, но более 60 лет мы находились на территории военного городка «Уручье». Дети, внуки, и даже правнуки бывших военнослужащих 120-ой гвардейской бригады учатся в нашей школе.

Для личной гигиены учащихся, работников школы оборудованы современные умывальники, санузлы.

·        Медицинский блок, состоящий из стоматологического кабинета, медкабинета и процедурного, находится на 1 этаже в переходе между старым и новым зданием, что удобно как учащимся начальной, так и старшей школы.

·        Комната психологической разгрузки позволяет нашим педагогам отдохнуть во время «форточек».

·        Кабинет педагога-психолога, педагога социального – место для индивидуальной, групповой работы с учащимися, которым необходима помощь специалистов.

·        А вот комната детских общественных и молодежных организаций является центром ученических инициатив, совместной работы ученического актива, педагога организатора, классных руководителей.

Уходит в прошлое роль школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний. На смену приходит новая функция образования – быть субъектом преобразования общества. Наряду с обучением и воспитанием приоритетной является задача - сохранение здоровья учащихся, успешное решение которой в первую очередь зависит от кадрового обеспечения УВП.

В школе 80% учителей первой и высшей категории. Это профессионалы не только в преподавании предмета, но и в воспитательной работе.

Из пяти педагогов СППС двое имеют высшую квалификационную категорию, а из пяти учителей физической культуры  пятеро - 1 и высшую.

Информационное обеспечение деятельности педколлектива по формированию ЗОЖ включает в себя:

- работу школьной радиогазеты;

- страницу ЗОЖ на сайте школы;

- выпуск учащимися и родителями стенных газеты, посвященных различным темам ЗОЖ.

- стенды, расположенные на этажах и в кабинетах школы.

С целью эффективной работы по формированию ЗОЖ мы проводим анкетирование участников УВП, обобщенные результаты которого позволяют администрации школы «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные  пути их решения.

Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.

Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе. С их наработками можно познакомиться в методическом кабинете.

Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.

Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.

Каждый предметный кабинет оснащен офтальмотренажером и рекомендациями по проведении зарядки для глаз.

В кабинетах начальной школы организован питьевой режим, а для учащихся старшей школы установка с питьевой водой находится в школьной столовой.

Проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.

Рассадка учащихся в каждом классе осуществляется согласно рекомендациям врача.

Утренняя зарядка, подвижные перемены для учащихся начальной школы способствует укреплению здоровья детей.

В школе создан кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором  собраны материалы, необходимые для систематизации знаний детей об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию у учащихся практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент. Так,  в октябре 2007 года работники и учащиеся были организованно эвакуированы в связи с тем, что на территории, прилегающей к школе, были обнаружены снаряды, пролежавшие в земле с времен Великой  Отечественной войны.

Учебно–воспитательный процесс в группах продленного дня осуществляется в соответствии с режимом: прогулка на свежем воздухе, горячее питание, сон, спортивные занятия, занятия по интересам, выполнение домашнего задания. Все виды деятельности организуются при обязательном выполнении требований СанПиН. Основными мероприятиями по воспитанию ЗОЖ в ГПД являются сюжетно-ролевые игры, практические занятия по привитию гигиенических навыков, спортивные часы, экскурсии, прогулки.

Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда.

Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает психологам выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.

Педагог-психолог Сидорова И.С. на основе тестирования проводит коррекционную работу по индивидуальным запросам учащихся и их родителей.

При помощи информационной технологии «Референт» проводится психологический мониторинг «Качество учебной деятельности», и учителя-предметники получают рекомендации, как эффективно организовать учебную деятельность в классе, чтобы каждому ребенку было комфортно.

Педагоги социальные используют различные формы для эффективной работы по  формированию ЗОЖ: интерактивные игры, спортивно – правовые праздники, заседания клуба «Диалог» для подростков девиантного поведения, круглые столы,  диспуты.      

Физкультурно–оздоровительные мероприятия для учащихся любой категории: младших или старших, мальчишек или девчонок, «отличников» или «середнячков» -  всегда одинаково  интересны.

Спортивные секции только в школе посещают около 40% учеников. Для наших ребят открыты двери в спортивные секции СКА, РЦДТ,  Дворца водного спорта для детей и юношества,  «Трудовых резервов».

Учащиеся школы всегда активно участвуют в соревнованиях круглогодичной районной спартакиады, праздниках, посвященных Дню города, в школьных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», в товарищеских встречах с курсантами Военной Академии и военнослужащими 120-ой бригады. Команды школы заняли призовые места в круглогодичной спартакиаде школьников Первомайского района по таким видам спорта, как легкоатлетический кросс, баскетбол, волейбол, «Защитник Отечества».

Классные руководители совместно с родителями, начиная с первого класса, организуют экскурсии, туристические походы, что способствует формированию навыков ЗОЖ и в семье.

В ходе  мониторинга уровня физической подготовленности учащихся 5 – 11 классов можно определить не только уровень подготовленности каждого класса, каждой параллели, но и увидеть качество работы учителя физической культуры.

Медицинское обслуживание в школе организуют работники детской поликлиники № 11: фельдшер Капустина Е.А., врач – педиатр, который два дня в неделю работает в школе, и врач – стоматолог Быкова Т.А., которая ежегодно проводит профилактический осмотр каждого ученика.

Контроль со стороны медработников за выполнением требований СанПиНа, организации учебного процесса, питания школьников – действенная помощь  администрации школы в узких профессиональных вопросах.

Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учителя физкультуры, администрация школы. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели.

Ежедневно анализируются причины пропусков уроков. Каждый классный руководитель имеет папку «Контроль пропусков уроков»,  где фиксируется причина отсутствия учащегося в школе и хранятся оправдательные документы.

Одним из важнейших направлений в работе по формированию ЗОЖ является сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.

Учащиеся нашей школы с удовольствием посещают кинолекторий в Доме кино.

 Специалисты наркологического диспансера, ЛПУ № 8 выступают перед нашими учениками с лекциями, сопровождают свое выступление  наглядностью.

КШП на базе нашей школьной столовой проводят презентации продукции молокозавода, хлебозаводов, витаминных овощных блюд.

СКА «Уручье» и Дворец водного спорта для детей и юношества Первомайского района приглашают наших учащихся не только на занятия в спортивные секции, но и на соревнования, как в качестве участников, так и в качестве зрителей.

Курсанты Военной Академии Республики Беларусь, часть из них выпускники нашей школы, являются активными помощниками классных руководителей при проведении спортивно – массовых мероприятий, входят в состав жюри конкурсов, а также делятся с ребятами своим  жизненным опытом о необходимости сохранения и укрепления здоровья. Товарищеские встречи по игровым видам спорта с курсантами Военной Академии и служащими 120-ой гвардейской бригады всегда проходят при большом количестве зрителей из числа наших учеников.

Учащиеся школы являются не только участниками соревнований круглогодичной спартакиады школьников, но и всех спортивных праздников, которые организует ДЮК ФП № 19.

 Каждый год Первомайский ЦТДиМ проводит ряд конкурсов по ЗОЖ, в которых мы и участники,  и зрители.

Специалисты СПЦ оказывают нам методическую помощь в работе с подучетными учащимися и профилактике девиантного поведения.

На базе  ЛПУ №11  наши ребята посещают центр «Вместе» и  работают в волонтерских группах.

Координатором работы по ЗОЖ со всеми заинтересованными структурами, конечно,  является управление образования администрации Первомайского района г.Минска.

Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи:

- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;

- прививать учащимся навыки ЗОЖ;

- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

Для пропаганды питания раз в год в школе проходит конкурс ученических проектов «Рациональное питание». При защите проектов присутствуют учащиеся одной из параллели, а затем  эти материалы используются волонтерскими группами.

В школе охват горячим питанием  составляет 100%. Многие ребята, кроме завтраков, покупают и обеды, так как во второй части учебного дня организованы в школе факультативы, стимулирующие и поддерживающие занятия, дополнительные образовательные услуги.

Штат нашей школьной столовой  стабилен. Уже почти 20 лет работают в одном и том  же составе настоящие профессионалы, люди, переживающие за свое дело.

Пищеблок оснащен современным оборудованием.  Приобретены в этом году  пароконвекционная     печь, сплин-система  для холодильной камеры.

Школьное кафе используется  не только для организации питания школьников, но и для проведения различных мероприятий: Дней именинника, Дней национальной кухни, ярмарок, презентаций, Дней семейного отдыха, а также функционирует фитобар.

Одним из направлений внеклассной работы по ЗОЖ является организация школьного оздоровительного лагеря во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5 – 8 классов. За это лето в школьном лагере в трех сменах отдохнуло 220 человек. Наши старшеклассники посещают районные оздоровительные лагеря, но особой популярностью среди них пользуются выездные лагеря, и в частности палаточные.

Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому самой популярной формой работы по ЗОЖ является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», «Праздник Светофора», инсценирование сказок по ЗОЖ, рекламных роликов, «Минздрав предупреждает», КВН «В стране здоровья», конкурс плакатов,  «Палитра безопасности» и другие, в которых участвуют учащиеся с 1 по 11 классы

Уровень школьных конкурсов настолько высок, что их победители занимают призовые места в районных конкурсах.

Гендерное воспитание в школе ставит своей задачей формирование научных представлений о межличностных взаимоотношениях полов, знаний о психофизиологии пола, личностных и социальных качествах семьянина, правовой и моральной ответственности за половое поведение, создание семьи,  воспитание детей. По данной теме учителями биологии, истории, допризывной и медицинской подготовки, педагогами социальными, библиотекарем, классными руководителями, психологами в школе разработан ряд мероприятий.

Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. На территории школы 26.04.2006 года была открыта аллея памяти ликвидаторам аварии на ЧАЭС. На протяжении  лета и всего учебного года наши ребята являются активными участниками акции «Чистый двор» по наведению порядка на школьной территории, а она у нас не маленькая – 5 га.

Ученики с удовольствием участвуют  в таких конкурсах,  как  «Целлофановая мода», «Осенний букет», «Царица  осень», «Экологическая мода». А в акции «Бумаге вторую жизнь» всегда активно принимают участие не только дети, но и родители.

Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

Возвращаясь к нашему эпиграфу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана на совместной деятельности всех  заинтересованных структур.

    


10 правил сбалансированного питания школьника

 
Молодому растущему организму необходимо помогать справляться с ежедневными умственными и физическими нагрузками. И сделать это могут только родители. Самое важное - это составить грамотный рацион, богатый витаминами и минералами, которые так необходимы юному организму. 
Внимательно изучаем 10 важных правил, которые необходимо знать, чтобы обеспечить вашим деткам сбалансированное питание. 
1. Установите энергетическую ценность рациона
Калорийность рациона и его энергетическая ценность крайне важны, если речь идет о питании школьника. Молодой организм тратит много сил в процессе умственных и физических нагрузок. Грамотное питание обеспечит ребенка энергией необходимой для хорошей учебы и крепкого здоровья. Поэтому энергетическая ценность рациона должна быть адекватной.
 
Ребенок ни в коем случае не должен потреблять меньше калорий, чем он тратит в течение учебного или выходного дня. В общем, детей от 7 до 11 лет необходимо обеспечить 2 350 килокалориями в сутки, а старше 11 лет - 2 713 килокалориями. Конечно, эти цифры не являются универсальными и могут различаться в зависимости от возраста, уровня физической активности и других факторов. 
2. Обеспечьте ребенка разнообразной пищей
Сбалансированное питание - это питание, в котором грамотно сочетаются все необходимые для организма ребенка вещества. Это белки, жиры, углеводы, клетчатка, витамины и минералы. Чтобы детки получали все эти ценные и важные вещества, необходимо максимально разнообразить рацион. В нем должны присутствовать абсолютно разные продукты питания - мясо, рыба, фрукты, овощи, крупы, молочная продукция, орехи. 
 
Кроме того, ребенок должен ежедневно выпивать достаточное количество чистой питьевой воды. Это минимум 1-1,5 литра. Речь идет именно о воде, а не о чае, кофе, соках, газировках и прочих напитках. 
3. Добавьте в рацион больше белков и углеводов
Конечно, есть такие вещества, которые являются ключевыми для нормального и соответствующего возрасту роста и развития организма. Для детей особенно важны белки и углеводы. Белки лежат в основе жизнедеятельности организма, участвуют в строительстве клеток, укрепляют иммунитет и повышают защитные силы организма. Углеводы же заряжают организм бодростью, энергией и хорошим настроением. 
 
Обеспечьте своего школьника мясом, рыбой, молочной продукцией, орехами, цельнозерновым хлебом, овощами и фруктами и, конечно же, полезными крупами. 
 
Дети также нуждаются в животных и растительных жирах. Они важны для нормальной работы многих органов, а также для крепкого иммунитета, активной умственной деятельности и хорошей памяти. Несколько раз в неделю обязательно подавайте к столу жирную рыбу, ведь в ней очень много полиненасыщенных жирных кислот омега-3. 
4. Помните про суточную норму потребления
Наверняка, вы неоднократно слышали, что суточная норма того или иного продукта для взрослого человека или ребенка составляет определенное количество грамм. Эти цифры появляются не из воздуха. Они действительно очень важны, особенно если речь идет о детях. 
 
Суточная потребность - это ровно столько продукта, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности организма и его работы без сбоев. Так, школьники должны съедать каждый день 2-4 фрукта (по 150-200 грамм каждого) и 3-5 овощей (по 200 грамм каждого), одно яйцо, 200 грамм мяса или 80 грамм рыбы, 50 грамм злаков, 100-150 грамм хлеба. Что касается молочной продукции, то в рационе должны присутствовать молоко, творог, сыр, сметана. Необходимо детям также и сливочное масло. Его суточная потребность составляет 10 грамм. 
5. Установите для ребенка оптимальный режим питания
Дети должны питаться дробно, то есть примерно пять-шесть раз в день. Это необходимо для того, чтобы организм постоянно получал дополнительную энергию и не чувствовал голод. Позаботьтесь о питании вашего чада в стенах учебного заведения. Не стоит беспокоиться, меню школьных обедов утверждено главным государственным санитарным врачом и полностью соответствует физиологическим потребностям школьников. 
 
С собой в качестве перекуса ребенок может взять не скоропортящиеся продукты, например, вымытые фрукты и овощи в контейнере, соки, молоко, крекеры, цельнозерновые хлебобулочные изделия, сэндвичи с полезными ингредиентами. 
 
В рационе деток обязательно должны быть горячие и первые блюда. Это важно для нормальной работы пищеварительной системы. Что касается ужина, то пусть он будет легким - овощной салат, тушеное мясо или рыбное блюдо с гарниром из овощей или круп. Перед сном предложите ребенку какой-нибудь кисломолочный напиток: кефир, варенец, ряженку. 
6. Не забывайте про завтрак
Завтрак - это самый важный прием пищи. Вы не должны оставлять ребенка без утренней трапезы, как и впрочем забывать о ней сами, чтобы не подавать дурной пример. Завтрак пробуждает организм, запускает метаболизм и все обменные процессы, заряжает энергией и позитивом на весь день. Конечно, это возможно только в том случае, если завтрак правильный. 
 
Для школьников не придумать лучше завтрака, чем каши. Их существует большое множество, так что экспериментируйте и добавляйте новый ингредиенты - фрукты, сухофрукты, орехи, мюсли, мед. Кроме того, для утреннего приема пищи также отлично подходят блюда из яиц, мюсли с молоком, хлеб с сыром и сливочным маслом. 
7. Выбирайте правильные способы приготовления
 
Отдавайте предпочтение только самым правильным способам приготовления. Минимизируйте жарку и старайтесь варить, тушить, запекать. Такая еда гораздо полезнее. Кроме того, такие способы приготовления практически не вредят полезным свойствам продуктов и сохраняют в их составе все витамины. 
 
Не ищите отговорок. Правильные способы приготовления не занимают много времени и сил. Сварить, запечь или потушить не дольше, чем пожарить. Тем более, речь идет о здоровье вашего ребенка. К тому же, сегодня можно приобрести мультиварку, которая поможет в загруженные дни и возьмет на себя быстрое приготовление вкусного и полезного завтрака, обеда или ужина. 
8. Исключите из рациона вредные продукты
Есть такие продукты, которые деткам противопоказаны. От них не просто не никакой пользы, но они могут и навредить. Чрезмерное употребление такой пищи приводит к проблемам со здоровьем. Зачастую от неправильного питания страдает именно пищеварительная система. Дети школьного возраста находятся в группе особого риска. 
 
Итак, в список запрещенных продуктов, которые не следует предлагать школьнику, входят сладкие газированные напитки, магазинные картофельные чипсы, шоколадные батончики, сосиски, сардельки, вареная колбаса, жирные сорта мяса в жареном виде. И, конечно, не следует приучать ребенка к фастфуду. Такая пища богата трансжирами, которые не несут никакой пользы организму. 
9. Корректируйте рацион под тренировки
Ваш ребенок начинает заниматься каким-нибудь спортом? Тогда необходимо внести маленькие корректировки в его привычный рацион. Во-первых, не стесняйтесь спросить совета у тренера или руководителя секции. Профессионалы, которые занимаются с детьми, знают, что именно нужно для нормального развития и здоровья их подопечных и на какие продукты следует обратить особое внимание. Как правило, маленьким спортсменам необходимо увеличить количество потребляемых белков и углеводов. 
 
Во-вторых, уделите внимание режиму питания своего чада. Тренировки занимают определенное время в распорядке ребенка, но это не должно мешать ему хорошо питаться. Если тренировки у него по утрам, то калорийным должен быть завтрак, а если по вечерам - ужин. Питание должно быть разнообразным и богатым витаминами. Поэтому при регулярных физических нагрузках лучше добавить в рацион мультивитаминные комплексы. 
10. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка
Помните о том, что одинаковых детей не бывает. Все нормы и показатели не могут быть универсальными и подходить абсолютно для всех. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка. При составлении грамотного рациона необходимо обратить особое внимание на возраст, объемы умственной и физической активности, медицинские показания. Следите за своим ребенком и тогда вы лучше любого врача определите, какие продукты важны именно для него. 
 
Не забывайте, что наряду с правильным сбалансированным питанием важны также полноценный отдых, умеренные физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе. От учебы нужно уметь отдыхать.