Меню раздела

  • Как собрать ребенка в лагерь
    • Каникулы
      • Нормативные документы по безотметочному обучению
        • Профильное обучение
        • Идеологическая работа
          • Попечительский совет
            • Родителям будущих первоклассников
              • Уголок правовых знаний
              • Родительский университет
              • Списки лицевых счетов учащихся для платежей через ЕРИП
              • Социальный педагог советует
                • Нормативные документы по организации горячего питания

                    Контакты

                    220056, г. Минск, ул. Пономарёва, д.11
                    Директор школы: +375 (17) 343-28-00
                    Карпович Ирина Петровна
                    Факс: +375 (17) 343-28-00
                    E-mail: sch84@minsk.edu.by

                    Фотогалерея

                  • Родительский университет

                     

                    Материалы для скачивания


                    Специалисты социально-педагогической и психологической службы государственного учреждения образования «Социально-педагогический центр с приютом Первомайского района г.Минска» приглашают к взаимодействию…

                    Встречи для родителей и близких родственников подростков, имеющих сложности с законом, замеченных в употреблении наркотических и алкогольных веществ.



                    Если у Вас сложные взаимоотношения с ребенком, и Вы хотите их изменить к лучшему, по-новому взглянуть на ваше общение, действовать эффективнее приходите на встречи.

                    На встрече

                    • Соблюдается конфиденциальность;

                    • Встречу ведут родители (которые были в схожих ситуациях и нашли выход из нее);

                    • Учимся отличать «правильно» от «эффективно»;

                    • Научитесь управлять и справляться с конфликтными ситуациями;

                    • Разберетесь, что зависит от Вас, а что от Вас не зависит;

                    • Научитесь заботиться о себе, а не только о других;

                    • Осознаете, что Вы не одиноки в своей проблеме;

                    • Приобретете навык защищать себя и свои интересы.



                    Для того чтобы попасть в группу, необходимо:


                    1. Позвонить и записаться на встречу. Тел. 8(017) 380 46 52 (Пн.-Пт. 9.00 до 18.00)

                    2. Единственное условие участия — желание стремиться к улучшению своей ситуации и уважение к участникам встречи.


                    Встречи проходят еженедельно по вторникам в 18.30, на безвозмездной основе. Длительность встречи - 1-1,5 часа.



                    Встречи будут проходить по адресу: г.Минск, ул. Тикоцкого, 59, на базе реабилитационного отделения “Сфера” совместно с общественным объединением “Матери против наркотиков”.



                    Искренне рады каждому, кто откликнется или даст эту информацию тому, кому она так необходима.


                    «Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе».

                     

                         Основное по объёму место в жизни подростка занимает учебная деятельность, ибо в современных условиях подросток – всегда школьник.

                         Учебная деятельность школьников зависит от их взглядов на роль учёбы в их жизни, от уровня развития мотивации.

                         Ребёнок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится,  −  мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней и старшей школе желание учиться у большинства ребят пропадает.

                                 Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов окажется в своей комнате за письменным столом. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другим делом.  Родители начинают делать замечания, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет: «Школа – это каторга!», и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

                    Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

                    Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок становится утоми- тельным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют своих отпрысков денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя».

                    Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на учёбу. Но все можно изменить.

                     

                    Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать.

                     

                    Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

                     

                     И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

                     

                    Мотивация бывает трёх видов:  внутренняя, внешняя и идентифицированная.

                    Эксперты считают внутреннюю мотивацию самой сильной и эффективной, она возникает, когда дети тянутся к знаниям из любопытства, ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них искренний интерес. В этом случае ребенку не нужны внешние побуждения в виде маминых напоминаний или обещаний. Внутренний стимул повышает выносливость, способность к концентрации и превращает обучение в важное событие. Тогда ребенок полностью погружается в учебу. Внутренне мотивированные учащиеся стараются хорошо усвоить материал, а не просто быстро выполнить задание.

                    Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересован-ный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции «внешнего стимулятора». Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

                    Такую учебную стратегию педагоги называют «глубоко ориентированной».

                    Однако мотивация может идти и из совершенно иного источника: дети зубрят уроки, чтобы угодить родителям, чтобы произвести впечатление на учительницу, получить подарок, добиться признания в классе и так далее.

                    Эта «внешняя» мотивация всегда ориентирована на последствия обучения и потому функционирует недолго – в этом случае готовность приложить усилия у ребенка слабо выражена. Как только внешнее давление или стимул исчезают, останавливается и процесс обучения. Родители знают, сколько усилий им приходится прикладывать, чтобы постоянно приводить эту силу в движение. Пятьдесят рублей за «пятерку», час просмотра телевизионных передач, если комната вовремя убрана. Если ребенок ожидает вознаграждения, то его мало интересует само задание. Это «Ну, ладно, так и быть, сделаю», – делает обучение поверхностным и неэффективным, потому что школьник думает лишь о том, как бы поскорее сделать задание. Награда лишь временно действует в качестве стимула, также как и угроза наказания. При внешнем воздействии собственная сила воли не формируется.

                    Кроме вышеперечисленных форм мотивации педагогическая психология выделяет еще одну: так называемую «идентифицированную» учебную мотивацию. В этом случае обучение не обязательно доставляет ребенку удоволь-ствие, но он учится самостоятельно и усердно, потому что конечный результат учебы имеет для него личное значение. Например, он стремится получить хороший аттестат, чтобы поступить в высшее учебное заведение и получить профессию, о которой мечтает. Плохие оценки просто не позволят ему достичь этой цели.

                     Как доказали многочисленные исследования, этот вид мотивации напрямую зависит от степени самостоятельности ребенка. Дети, которые понимают, для чего они учатся, получают более высокие оценки, они занимаются усерднее и действительно хотят понять материал, потому что оценка определит их дальнейшие возможности, а полученные знания пригодятся в будущем.

                       Основа любой мотивации – влияние окружения

                    Наш мозг ориентирован на социальное поведение. Дети учатся при взаимодействии с другими людьми: родителями, бабушками и дедушками, друзьями и учителями. Самый лучший стимул для человека – это другие люди. Нежные добрые отношения в семье, при которых дети чувствуют себя уютно и защищенно, – важнейшая основа для здорового развития мозга и, в частности, мотивационной системы. Решающими предпосылками для биологической работоспособности мотивационной системы являются интерес, социальное признание и самооценка, основывающаяся на восприятии человека другими людьми. Мы стремимся иметь хорошие отношения с другими людьми, на это ориентирована наша центральная мотивация.

                    Стремление к признанию и вниманию – основная человеческая потребность. Если нет удовлетворения и признания, то и мотивация отсутствует. Это означает, что каждый человек – каждый ребенок – хочет сам что-то делать и при этом ощущать себя способным и любимым. Окружение – воспитание и отношение людей, с которыми ребенок постоянно взаимодействует – помогает ему удовлетворить эту потребность, а также закладывает фундамент ответственного отношения ребенка к труду и жизни в целом.

                        Что же снижает мотивацию ребенка?

                    В наши дни школа как поставщик информации и источник знаний конкурирует со средствами массовой информации, которые привлекают публику убедительным видеорядом, музыкой и специальными эффектами. То, что преподносится эмоционально, действует гораздо сильнее, поэтому учителя и любая нарисованная на доске мелом картина проигрывают телевидению и интернету. Многие дети и подростки привыкают к стремительным сюжетам и молниеносно меняющимся сценам компьютерных игр и телевизора. Терпения здесь не требуется: кадры меняются каждые восемь секунд. Этого промежутка времени недостаточно, чтобы понять сложное предложение. Впоследствии ребенку не хватает усидчивости и способности сосредоточиваться, и начинаются проблемы в школе.

                    Очень плохо, если компьютер или телевизор становятся каждодневными основными видами деятельности ребенка. Возникает угроза языкового дефицита. Мозг настраивается на то, что ему поставляют, и усиливает работу каналов, направленных на игры. Другие, мало используемые  – погибают. Мозг жаждет возбуждения и приспосабливается к заданиям и вознаграждениям, которые предлагают компьютерные игры. Эти информационные магистрали так загружены, что никакая другая информация просто не проходит. Кратковременные, быстрые вознаграждения компьютерных игр – например бонусные очки, дополнительная «жизнь» или радость победы над противником – привлекают многих детей намного больше, чем достижения в учебе, для которых нужно много и долго трудиться.

                    Родители должны быть очень внимательными, если их ребенок компенсирует расстройство или печаль игрой на компьютере. Это неадекватная переработка негативных чувств, и ведет она к появлению зависимости, которая оставляет в мозге ребенка такие же следы, как наркотики и алкоголь.

                     

                         Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

                    Как вы, родители, можете помочь своему ребенку вступить на путь мотивированного обучения?

                         К сожалению, не существует кнопки, с помощью которой можно было бы включить желание учиться, но родители могут поспособствовать появлению у ребенка внутреннего побуждения к этому.

                    Исследователи мотивации считают, что ключом к независимой мотивации ребенка в отношении учебы является так называемое «авторитетное воспитание». Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, умеют правильно комбинировать любовь и контроль. Они устанавливают четкие границы и правила, которые понятны ребенку и работают неизменно. Одновременно такие родители всегда готовы поддержать ребенка, если ему тяжело. В таких условиях ребенок получает достаточно свободного пространства для развития самостоятельности, и родители активно его в этом поддерживают.

                    Нельзя лишать ребенка любви или наказывать за плохие оценки. Если ребенок будет бояться получить плохую отметку, то радости от учебы уже не получит. Разумнее вместе подумать, в чем была причина ошибок и как можно исправить ситуацию. Детям необходима уверенность в том, что они будут успешно развиваться, даже несмотря на низкие оценки. У них не должно создаваться впечатления, что они учатся ради оценок.

                    При ежедневном общении с ребенком-школьником у вас есть много возмож-ностей влиять на него. Приободрите его, когда ему тяжело, поддержите, чтобы он закончил дело и не сдался. Помогите ему, если он не знает, что делать дальше, похвалите, если добился успеха, разумной критикой дайте ему толчок для даль-нейшего развития. Говорите ему, что ошибки совершают все, и это совершенно нормальное явление – на ошибках учатся.

                    Конечно, не всегда легко бывает правильно реагировать. Времени и терпения нам часто не хватает, но иногда достаточно ободряюще взглянуть на ребенка, который размышляет над сочинением. Ваша задача – дать ребенку понять, что вы заинтересованы в его общем развитии, а не только в его работоспособности и успехах.

                     

                    Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Они прикладывают больше усилий, чтобы справиться с заданием, даже с неприятным, потому что сами понимают, зачем им это нужно.

                    Но как способствовать развитию в ребенке самостоятельности? Ответ парадоксален: ставя разумные ограничения. Детям необходимы ориентиры, рамки, внутри которых они могут свободно развернуться. Прежде всего это четкий, подробный распорядок дня в определенном подходящем ребенку ритме, обеспечивающий здоровый образ жизни. Он должен включать в себя время для выполнения домашних заданий и совместные обеды или ужины с семьей.

                    Вам нужно договориться с ребенком, когда и где он будет делать домашние задания, когда идти спать или садиться за стол. Если время для занятий установлено и оно постоянно, не будет напряженных споров: пора делать уроки или можно посмотреть еще один фильм. При этом простое и постоянное расписание воспринимается детьми легче, чем многочисленные напоминания.

                    Вам нужно установить для ребенка следующие правила, касающиеся школы:

                    •  посещение школы – обязанность ребенка, как и работа по дому, о которой вы с ребенком договорились. Ребенок должен сам вовремя вставать по утрам и собирать все необходимые ему в школе вещи;
                    •  вопрос о выполнении домашних заданий вне обсуждения. Как и когда они должны выполняться, вы можете решить вместе с ребенком;
                    •  об оценках ребенок должен сообщать. Всегда можно спокойно все обсудить и, в случае неудач, набросать план по улучшению ситуации.

                    Если правила нарушены, вы должны последовательно отреагировать. Если ребенок, например, не соблюдает время, предназначенное для уроков, примите соответствующие меры. Они должны быть разумными, логичными и понятными ребенку. Например: «Если ты через десять минут не выключишь компьютер и не сядешь за уроки, не пойдешь гулять». Оставайтесь непоколебимыми в своем решении, даже если иногда это сложно.

                    В рамках своих возможностей детям необходимо как можно раньше принять ответственность за свое обучение на себя, при этом они должны знать, что родители их всегда поддержат. Самостоятельность не означает, что детей нужно бросить на произвол судьбы. Помогайте при необходимости, но по возможности поменьше.

                    Никогда не подсказывайте ребенку ответы. Переживание успеха от самостоя -тельно решенного после долгих мучений уравнения дольше сохраняется в памяти, чем ответ, который подсказала мама. Последовательно выводите ребенка на правильный путь и склоняйте к самостоятельным размышлениям. Давайте ему все необходимое, побуждайте применять собственные учебные стратегии, помогайте пробовать новые методы.

                    Дайте ребенку возможность проверить свою работоспособность и бросить себе вызов.

                    При этом показывайте ему свое доверие: «Я знаю, ты сможешь все сделать самостоятельно». Предъявляйте требования высокие, но соответствующие возможностям ребенка, избегайте недооценок и переоценок.

                     

                    Успех в учебе зависит не только от врожденного таланта, но в большей степени от уверенности в своих способностях. Чтобы добиться хороших результатов, дети должны верить в то, что у них получится. Они должны чувствовать, что смогут справиться с поставленными или самостоятельно выбранными задачами.

                    Помогите ребенку понять, как его старания приводят к нужным результатам. Подчеркните, чего он добился благодаря упражнениям, учению, упорству или правильным стратегиям.

                     

                    Для хорошей успеваемости выносливость не менее важна, чем умственное развитие или талант. Люди, которые умеют добиваться своего, становятся лучшими и в школе, и в профессии, и в других областях. Хорошие оценки не преподносятся на серебряном блюдечке – нужно постараться, чтобы их получить. В школе дети постепенно понимают, что успех приходит не сразу, нужны труд и терпение.

                    Чтобы научить ребенка контролировать себя и идти к своей цели, прежде всего перестаньте исполнять желания своего отпрыска немедленно, научитесь говорить ему «нет». Объясните ребенку, что те вещи, которые требуют большого труда, тоже необходимы и не надо бросать дело только потому, что оно сложное.

                    Вы можете помочь ребенку, устроив ему небольшие тренировки выносливости дома. Поручите ребенку какие-нибудь обязанности по хозяйству. Например, пусть он каждый вечер выносит мусор, убирает со стола и моет посуду. Чистить клетку своего хомячка и кормить его вообще должно стать для ребенка само собой разумеющимся. Когда дети привыкают регулярно выполнять определенные работы по дому, у них не вызывает удивления тот факт, что школьные домашние задания тоже требуют ежедневного выполнения.

                     

                    Если хотите похвалить ребенка, лучше отметьте не результат, а проделанную работу, потраченные усилия, которые привели к высокой оценке, чтобы ребенок осознал значение собственного труда и предпринятых усилий.

                    Если вы используете в качестве награды удовлетворение каких-либо желаний ребенка или делаете ему подарки за успехи в школе, объясните ему, что главное не получить вознаграждение за старания, а приобрести полезные знания. Подчеркивайте, что вознаграждением вы только хотели показать, что вы оценили результат его труда. Он должен радоваться собственным достижениям, а не вашим подаркам.

                         Не всегда в учебе и быту все идет гладко. Комната снова не убрана, домашние задания сделаны кое-как, за контрольную поставили «тройку». В этом случае можно и даже необходимо поругать ребенка. Выражайте претензии обоснованно и по возможности в нейтральном тоне. Объясните своему ребенку, что критика вовсе не означает, что вы его меньше любите из-за того, что он вас огорчил. Ваше отношение должно быть четко сформулировано, соответствовать ситуации, при этом быть не унизительно для личности ребенка. Не стоит говорить: «Ты никогда не убираешь свою комнату. Ты неряха!», лучше так: «Ты нарушил нашу догово- ренность и не убрал свою комнату. Ты меня огорчил». Такие категоричные и оскорбительные заявления, как, например, «Ты что, вообще ничего не можешь понять?» или «К языкам у тебя нет таланта!» губительны для ребенка. Подобные комментарии разрушают его чувство собственного достоинства. Намного лучше действуют такие слова: «Формула, которую ты применил, правильная, но тебе нужно еще раз проверить результат». Если ребенок приносит домой плохие оценки, стоит выяснить причины: «Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?» Объясните своему ребенку, что дело не в недостатке у него способностей, а в том, что он не приложил должных усилий.

                     

                           Итак, задача взрослых − и учителей, и родителей  − состоит в том, чтобы не погасить стремление к познанию подростка, чтобы в течение всего периода школьного обучения  создавать благоприятные условия для его развития, дополнять его новыми мотивами. Формирование положительной мотивации – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать. стимулировать.   

                    Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то  непременно будет взлёт, и у ребёнка будет сформирован постоянный интерес к учебным предметам и появится желание учиться.